es-dark
Войти
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Бесплатная ставка 10000р новым клиентам
Реклама 18+
Обновлено: 23:10, 20.11.25
|
Эксклюзив

Как развивать собственные стартапы в сфере Dota 2? Обсудили с Resolut1on создание EDL, хейт ResoAI и путь в бизнес

Интервью с Resolut1on о пути к созданию ИИ-тренера и стартапах в киберспорте
Как развивать собственные стартапы в сфере Dota 2? Обсудили с Resolut1on создание EDL, хейт ResoAI и путь в бизнес

Среди бесчисленных инсайдов о решафлах после TI 2025 и результатов первых турниров особому интересу журналистов и любителей Dota 2 было предано одно событие — Роман “Resolut1on” Фоминок запустил бета-тест сервиса ResoAI. По словам разработчиков и Ромы, главной целью этого ИИ-тренера стала помощь дотерам в улучшении своей игры с использованием нейросетей. Однако уже в первые дни после релиза инфополе заполнили гневные комментарии: “Роман запустил второй проект, обреченный на провал”, “За пять долларов в месяц ResoAI предлагает вам нажимать BKB в хроносфере” и прочие. 

Тема искусственного интеллекта и стартапов, связанных с ними, сейчас кажется мне самой горячей и перспективной не то, что в Доте, а во всех направлениях! Вместо того чтобы “ставить крест” на новом проекте, я решил пообщаться с Ромой и в подробностях узнать о пути создания AI-тренера и о том, каково быть стартапером в Dota 2. Можно пойти к любому начинающемуся продукту через хейт и критику, но круче всего проследить путь от самого зарождения идеи до MVP, узнать сколько сил и нервов уходит на создание чего-то нового, как отрабатывает негатив и к чему стремится организация.


The International 2025 и мысли о возвращении в профессиональную Доту

Как прошел для тебя последний TI? Какие выводы сделал по ходу этого турнира?

Последний Инт я смотрел, пока был в круизе. Я долго себе планировал этот отдых на корабле, и так получилось, что по датам они совпали. Конечно, был удивлен результатом тех же Liquid — я думал, что они намного выше будут. За Falcons очень был рад, особенно за Cr1t-, он очень долго шел к победе на TI.

Его пример в какой-то степени смотивировал меня попробовать еще раз: вернуться и попробовать себя уже с новыми навыками. Еще хочется отметить тренерство Aui_2000, этот человек в который раз уже приводит свою команду к чемпионству на Инте и показывает, что он гениальный стратег и тренер

Ame снова не стал чемпионом…

Я смотрел разбор игры от Ceb на ютубе. Получается, что Ame сам себе проиграл последнюю карту на Джаггернауте, допустил ключевые критические ошибки. Еще на Медузу выпал имбовый Outworld Staff, плюс он не взял в нее Diffusal Blade. Математически это супер классный предмет против Медузы. В общем, в третий раз у Аме не получилось, да?

Это невыносимая боль, на самом деле. Очень обидно, когда у тебя есть определенная цель, а ты останавливаешься в шаге от неё, причем не один или два раза, а три

С точки зрения про-игрока как ты можешь объяснить такое решение от Аме: пикнуть Джаггернаута и не собирать Diffusal Blade. Почему не другой, более простой или метовый герой?

На самом деле Juggernaut — хороший персонаж, у него хорошие аспекты сейчас. Если правильный билд использовать, то он действительно мог стать классным контрпиком. Но почему-то он выбрал играть без “диффуза” в Медузу, мне кажется, вот это и повлияло на исход матча. Если собраться правильно, то спокойно можно выиграть такую картуs

Что можешь сказать решафлах в этом межсезонье?

Мне очень нравится, что образовалось в Tundra сейчас. Очень классный состав, и Pure по-новому раскрывается в европейском ростере. Интересно будет посмотреть за Team Spirit, как они будут с новым капитаном. Потеря Miposhka для них, я думаю супер существенна. Кажется, им будет тяжело проникнуться к Panto со старта: у него не так много достижений за спиной, и они все намного более опытные в этом плане. На мой взгляд, такое “игровое уважение” капитана очень важно для построения команды.

Очень неожиданные замены в Aurora были, пришло два азиатских игрока. За этим интересно наблюдать, потому что происходит столкновение менталитетов различных регионов. Кажется, что именно в этом ростере будут трудности с этимo

Как тебе новый состав Virtus.pro?

От Virtus.pro больше всего в шоке был из-за того, что Bulba и Fly каким-то образом оказались именно там. Это один из лучших вариантов, который только мог быть, прикольный состав у них

Ты сказал, что появлялись мысли о возвращении. Расскажешь об этом подробнее?

Да, у меня был вариант. В целом я рассматривал для себя дальнейший карьерный путь в Доте: реализовывать свой стартап, либо же снова вернуться в киберспорт, но в качестве лидера. Сейчас мне интересно смотреть на жизнь точки зрения лидерства, уже нет желания быть последователем, приходить в кому-то в историю и помогать ему с идеями.

Мне хочется реализовывать собственные идеи, даже если я бы возвращался в [в профессиональную Доту], то как капитан, либо собирал бы свою команду. Может продолжил бы играть на “тройке” и, условно, как 33, капитанил с нее. Но значительно проще с точки зрения лидерства сесть на пятую позицию и быть полноценным капитаном. Мне такое интересно, потому что на пятерке ты ставишь варды в определенных местах, и направляешь людей играть по собственному плану. Это очень большой источник инициативы и лидерства в коллективе, как и колл команды на смок.

Я рассматривал такие опции, но сейчас уже начал заниматься проектом и хочу довести его до определенного уровня. Если, условно, моя идея не зайдет, или ее будет суперсложно реализовать, я — адаптирую стратегию, но сейчас полностью сфокусирован на развитии проекта

Как тебе кажется, в чем проблема создать свою команду на данный момент?

Сейчас очень сильная соревновательная сцена, нужно талантливых игроков найти, а потом уже развивать. Звездных игроков и очень крутых талантов сейчас очень мало, в умении их находить и заключена суть работы хорошего скаута.

Чтобы собрать команду, сначала нужно найти такого человека, потом отыскать спонсоров для этой истории. После этого ты ищешь игроков среди свободных агентов, либо договариваешься о возможности выкупа у другой организации. Потом подключается тренер, выстраивается план развития и получается полноценный киберспортивный стартапA

Видишь ли ты себя в будущем на позиции CEO в какой-то организации или на другой должности, напрямую не связанной с игрой в Доту?

Мне очень интересны бизнес-процессы, поэтому я и делаю AI-коуча. Я считаю, что у меня могло бы хорошо получиться быть CEO, но опять-таки, что-то новое требует определенной подготовки и образования. Мне нужно будет немного времени, чтобы адаптироваться на этой роли


Обучение бизнесменов основам Доты на Boss Battle 2 — ценный опыт на пути к собственным стартапам

У нас с тобой не получилось пообщаться на одном из недавних ивентов, в котором мы оба участвовали — Boss Battle 2 [прим. Турнир для предпринимателей от Михаила Гребенюка]. Что можешь сказать об опыте на этом турнире, когда обучать игре в командную Доту приходится не “прошников”, а взрослых бизнесменов?

На самом деле вышел очень прикольный опыт. Получилось так, что я не просто обучал каких-то дотеров, а тренировал дотеров-предпринимателей. Это те люди, у которых изначально очень классный майндсет: им не нужно навязывать что-то, доказывать свою правоту. Они видят в тебе эксперта и воспринимают информацию как правду.

Там были такие моменты где я говорю, условно про концепцию “холодно-жарко”: сделали действие на карте и после этого выдержали паузу. Изначально у них была с этим проблема, — они продолжают давить уже без ресурсов и кнопок после тимфайта и фидят. Они сразу восприняли эту инфу и начали внедрять уже в следующую игру. Как мне кажется, это уникальная фишка предпринимателей, это качество мне сильно понравилось за время работы с ними

Какой опыт ты вынес после опыта тренерства на Boss Battle? Может быть, какие-то идеи планируешь внедрить в свои проекты?

У них очень классно была выстроена структура турнира и в особенности система поиска команды. Мне Макс показал, как система “Tinder-бота” выглядит изнутри. Я подумал, что мог бы внедрить подобное в свою лигу тогда. Во многих моментах они как предприниматели лучше знают как набрать персонал и выстроить процессы, чтобы все работало и давало ожидаемый результат. Такие вещи я для себя тоже подметил, потому что они помогут сделать будущее проекты более успешными


Каким был Eternal Dota League — первый стартап под управлением Ромы

Давай тогда поговорим про EDL [Eternal Dota League]. Какие были вообще ожидания у тебя на старте? 

Я хотел, чтобы у нас снова появилось пространство, где игроки могут играть друг с другом и получать самые высокие конкурентные матчи. Помимо этого важно создать и конкурентную среду для игроков послабее, которые в будущем смогут попасть к профессионалам, как путеводная звезда. Я планировал выстроить такую систему, но с такими навыками реализации не удалось довести проект до желаемого результата

Что конкретно пошло не так?

Не смог решить проблему с долгим поиском матчей. Чтобы игры находились быстро, должно быть много игроков, то есть их нужно в один момент вместе позвать. Еще у всех был достаточно напряженный график с буткемпами и турнирами, многие просто не имели возможности играть матчи в EDL. Про-игроки выбирали матчмейкинг, чтобы экономить свое время. Поэтому приходилось инвайтить тир-2 игроков, чтобы повышать число игроков. Вместе с этим автоматически понижалась и конкурентоспособность всей лиги и терялся её изначальный смысл. Нужна мотивация и престиж лиги, например, чтобы очки EDL имели больший вес чем MMR. Реализовать такое достаточно трудно.

Еще есть момент с коммуникацией: поначалу мы каждому писали и так “забивали” лобби. Сначала все писали “Да, я приду”, но уже через две недели уставали от этого и переставали отвечать нам

На старте проекта ты предполагал, что может быть и такой исход?

Я никогда не делал такого, это был мой первый самостоятельный проект. Мы занимались им с партнером Борисом, затем добирали людей в команду. Так сначала появились два модератора, Лиза и Максим, потом — программист Саша, который сделал лигу в Дискорде. Потом с нами начал работать другой программист Макс, который делал отдельный веб-сайт. Также были и спонсоры великолепные, EGB, которые поверили в идею и профинансировали нас. Я им очень благодарен за вклад в проект

Спустя столько времени после закрытия проекта ты можешь назвать те вещи, которые сделал бы по-другому в тот момент?

Как минимум не пытался бы пилить отдельную платформу. Пошел бы на FACEIT и реализовал это на готовой платформе. Еще сделал бы крутую маркетинговую кампанию, точно более дерзкую и агрессивную. Ну и, конечно же, старался бы привлечь больше охватов и инвесторов к своему проекту, чтобы сделать все более качественно


История создания ResoAI, его будущее и столкновение с критикой от сообщества

Чем занимался после закрытия лиги?

Очень долго у меня было состояние отчаяния, что я взялся за проект, довёл его до определенной точки, а потом все начало разваливаться: ушли программисты, закончилось финансирование. В какой-то момент я ощущал EDL как проект, который перестал быть жизнеспособным в прежнем формате, и это сильно давило на меня каждый день.

В какой-то момент я принял решение оказаться от этого и взял время на подумать, чем заниматься дальше. На тот момент я решил, что дальше хочу пробовать себя в предпринимательстве. Мне очень интересна история с созданием продукта, маркетингом, выстраиванием системы и ее развитием.

Идея с ИИ-тренером была у меня порядка трех лет и один раз я уже пытался ее реализовать: создал бота в телеграме, нашел команду программистов и заплатил им $5 000 за продукт. …”. Еще была мысль реализовать рекомендации к драфтам, чтобы на основе 4-5 драфтов и статистики бот предлагал тебе рекомендации, условно топ-3 лучших пика в этой ситуации. Но качество ответов было настолько ужасным, что я не стал показывать этот проект и он просто исчез

Как думаешь, насколько выгодно было бы такой продукт создать и продать?

Мне кажется, тут больше вопрос в том, как ее грамотно реализовать. В прошлом году я ездил в США, в Кремниевую долину на конференцию по искусственному интеллекту, специально для того, чтобы там какие-то связи получить. Так получилось, что меня узнал создатель конференции, он тоже смотрел Доту, и я ему рассказал про свою идею создания ИИ-коуча. Тогда он меня познакомил с одним программистом из Штатов, который предлагал мне реализовать эту идею. Говорит: “Надо провести CustDev” [CustDev — процесс исследования потребностей потенциальных клиентов для создания востребованного продукта, прим. ред.].

С того момента прошло около года, и после того, как мы закончили с EDL, он мне снова пишет: “У меня есть еще ребята, они делают ИИ-аватаров — это очень похоже на то, что ты хотел сделать с Дотой. Попробуй с ними пообщаться, может что-то получится”. Мы пообщались, и как-то быстро сконнектились и начали делать. Начали делать, и там первый результат, я такой, типа сырое, второй результат. Через полгода мне ребята говорят, что надо MVP запускать [MVP (Minimum Viable Product) — первая версия продукта с базовым набором функций, прим. ред.]

В последнее время много внимания было приковано к анонсу ResoAI. Пройдемся по некоторым моментам, которые были подмечены в обзорах разных СМИ. Ты говорил, что потратил на ИИ-тренера $30 000-$40 000. Можешь рассказать, на что именно ушли эти деньги?

В основном деньги пошли на зарплату программистов. У нас в штате есть специалисты, которые занимаются разработкой. В добавок к этому в бете расходы высокие — используем топовые модели и сейчас активно оптимизируем стоимость. Такие модели нужны для наиболее качественных ответов. Несмотря на это она галлюцинирует, поэтому мы стараемся сделать так, чтобы ResoAI отвечал только в рамках актуального патча

Цена подписки версии “PRO” составляет $5, причем изначальная цена в $15 перечекнута. В этом скрыт только маркетинговый ход?

С одной стороны, да, но нам также необходимо занижать цену на старте, чтобы получить бета-тестеров, которые могут дать полноценный фидбек

Что ты скажешь об обратной связи от комьюнити на данный момент?

Я ожидал той критики, которую сейчас получаю. По этой причине я не планировал запускать MVP, однако условия привели меня к такому решению. Несмотря на это, я очень сильно рад такому исходу: лучше запустить продукт и получить критику, и вместе с этим вынести для себя полезную информацию, чтобы продолжить работу над проектом с четко построенным планом. Для меня было важно получить фидбек и метрику, особенно с небольшим платным входом в AI-коуча. Так я дополнительно могу подтвердить ценность своего проекта, основываясь не только на своих догадках и мироощущении

Появляется ли чувство дополнительной ответственности в случае, когда пользователь платит за сервис, которым пользуется? Например, как с образовательными курсами в интернете.

Этот элемент точно имеет место. Инвестируя деньги в ИИ-тренера ты будешь стараться эффективно юзать его и следовать составленному им плану. Это 100% может выступать как дополнительный стимул для игроков

Можешь рассказать о процессе обучения ResoAI?

Мы собираем фидбек и выделяем то, что не нравится пользователям. Ищем решения для того, чтобы улучшить качество работы нейросети в алгоритме поиска и создания ответа. С помощью промтов говорим о том, чтобы она, например, использовала только данные актуального патча и не генерировала ответ, в котором она не уверена

С помощью чего ИИ-тренер понимает, в какой мете сейчас находится игрок? Например, между 2 000 и 7 000 MMR будет существенная разница и в билдах, и в действиях по карте

В этом плане лучше всего работает Stratz, с помощью него можно удобно сортировать билды и другую метрику в зависимости от рейтинга. Моя цель в этом плане — не сравнивать 2к игрока с условным Yatoro, а давать ему возможность прогрессировать постепенно, направляя пользователя к условным 3 000 MMR. В должной мере это пока что не реализовано

Какие фичи ты точно хотел бы добавить в бота?

Достаточно важно приоритизировать задачи, сейчас для нас самым важным является понижение затрат при сохранении качества. Но мне хотелось бы реализовать функцию хранения данных о профиле, чтобы не повторять одну и ту же историю через какой-то промежуток времени

Расскажешь о “майлстоунах” проекта?

Первое — снизить затраты на токены, чтобы эта история хотя бы перестала быть “минусовой”. Второе — определить фичи, которые будут наиболее важны и полезны для пользователей: анализ матчей и профилей, составление плана. После этого работать над тем, чтобы улучшить качество всех основных функций, в первую очередь убрать галлюцинации нейросети и подвязать ее логику под актуальный патч

К какому виду ResoAI ты хочешь прийти к моменту релиза?

Я вижу это так: пользователь заходит в телеграм-бота, скидывает ему свой профиль. Нейросеть анализирует данные и понимает твои сильные/слабые стороны и качественно определяет, нам чем работать. Хочу, чтобы ResoAI стал таким инструментом, у которого можно быстро спросить важные вещи, получив качественный ответ. На мой взгляд, главная проблема медленного развития Доты — это высокий порог входа в игру. Такие технологии бы помогли людям быстрее осваиваться в сложной игре, тем самым повышая популярность

Что бы ты ответил тем людям, которые на данный момент недовольны проделанной тобой работой?

Это бета-версия, я постараюсь с каждым обновлением улучшать ее и делать продукт более крутым. Всегда проще критиковать чужие идеи и задумки, чем пытаться делать свои. Просто посмотрите на первую версию сайта AirBnB и станет понятно, что крутые проекты делаются постепенно и с чего-то начинают

AirBnB 2009
Так выглядела первая версия веб-сайта AirBnB.com, выпущенная в марте 2009 года.

О здоровом образе жизни и обращение к фанатам

В заключительной части я бы хотел поговорить об отдаленных от Доты темах. Относительно давно, на подскастах с Арсеном Маркаряном, поднимались темы о различных стимуляторах и гормонах. Можешь рассказать, как ты сейчас следишь за своим здоровьем?

Я не скатываюсь в экстрим, поэтому не пробовал все то, о чем говорил Арсен. Были курсы витаминов, различные бады, тот же ежовик, но в какой-то момент я понял, что все это нужно делать “курсами”. На данный момент я принимаю только витамины группы B и ориентируюсь на анализы. Теперь я стараюсь основываться на состоянии здоровья и смотрю на анализы, чтобы добавлять в рацион то, чего мне не хватает. Сейчас хватает энергии от того потока задач и дел, которые мне необходимо проделывать ежедневно (*смеется*)

Что по поводу занятий спортом и питания?

Сейчас я делаю по 30 минут EMS-тренировок: выполняешь комплекс упражнений в специальном костюме, который посылает электрические разряды. В этом плане я — адепт новых вещей и стараюсь проверить методики на себе. Помимо этого я делаю йогу и раз в неделю хожу на тренировки

Ты сказал про сдачу анализов организма, но такие процедуры, на мой взгляд, может себе позволить ограниченный круг людей с хорошим заработком.

Например, цена на анализы витаминов группы B стартует от 17000 рублей.

Как тебе кажется, что делать для укрепления своего здоровья тем, кто не может себе позволить регулярно обращаться в клиники? Тем же киберспортсменам с бешенным графиком турниров.

Прием БАДов, на мой взгляд, уводят от фокус от действительно важных вещей, которые дают 80% результата. Важно хорошо спать, заниматься спортом, питаться правильной едой, а не думать о том что это все может заменить прием каких-то пары таблеток. Это очень незначительная часть того, что каждому стоит делать.

Двигаясь к завершению, обсуждали ли вы с Никсом какие-либо привычки или подходы к построению жизни, питания? Например, то же фруктоедство или веганство.

Он не любит поднимать такие темы на стримах, так как не хочет делать из этого пропаганду. Саней я восхищаюсь, меня удивляет его заряд и силы, с которыми он может вывозить 15-тичасовые стримы и спринты. Однако я не знаю, насколько это скажется на здоровье “в долгую”

Обращение к хейтерам уже было, а что ты хотел бы сказать фанатам?

Я хотел бы выразить благодарность тем, кто зашел в проект и дает фидбек, помогает развитию ResoAI. Приятно, что моя идея находит отклик в сердцах других. Спасибо Вам!

Илья Морозов
Редактор
Комментарии
Отправить
Реклама 18+
Читайте по теме
BLAST Slam IV: расписание и результаты групповой стадии
Dota 2
18:30, 17.10.25
BLAST Slam IV: расписание и результаты групповой стадии
RAMZES666: «Dota 2 сейчас просто казик. От тебя ничего не зависит»
Dota 2
19:34, 21.10.25
RAMZES666: «Dota 2 сейчас просто казик. От тебя ничего не зависит»
Лавка мини-гайдов: как играть на Timbersaw — оффлейнере с финальной карты FISSURE PLAYGROUND 2
Dota 2
19:49, 05.11.25
Лавка мини-гайдов: как играть на Timbersaw — оффлейнере с финальной карты FISSURE PLAYGROUND 2