Новый фильм “Сущность” (The Thing with Feathers) с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли выйдет в российском кинопрокате 20 ноября. Драма основана на дебютном романе английского писателя Макса Портера Grief is the Thing with Feathers (“Горе — это вещь с перьями”). Это история переживающего смерть своей жены отца двоих детей, к которому является говорящий человекоподобный ворон — аллегория его скорби. Редакция Esports.ru сходила на предпремьерный показ и делится с вами своими впечатлениями.
Коротко о фильме
“Штука в перьях”, как можно дословно перевести название фильма “Сущность”, это аллегоричная драма о переживании тяжёлой утраты. Фильм снят в необычном для современного кино формате 4:3, помогающем сфокусироваться на эмоциях персонажей своей “клаустрофобной” коробкой. Как и оригинальный роман, “Сущность” делится на главы, смещающие фокус повествования на разных персонажей. В фильме у них нет имён, только роли — Отец, Мальчики, Птица, но новая перспектива для зрителей открывается только в главе про детей, в которой один из них становится рассказчиком.
Обзор “Сущности”
Всё начинается с Отца — персонажа Бенедикта Камбербэтча. Он недавно потерял жену из-за трагической случайности, полностью провалился в своё горе, по инерции заботится о детях трёх и четырёх лет и не замечает мира вокруг. Первые полчаса не показывают этот мир и зрителю — какие-то люди приходят и уходят, непонятно, где живут Отец и Мальчики, как он зарабатывает на жизнь.
Камбербэтч, который был также одним из продюссеров фильма, выложился на полную. Отец в его исполнении — абсолютная развалина, готовая сорваться в рыдания от одного упоминания жены. Он пытается быть сильным ради своих сыновей, загоняет горе вглубь себя, которое впоследствии превращается в ворона. Скример бьющейся об окно птицы выбивает зрителей из дрёмы как раз перед тем, как начинают происходить интересные вещи, хотя можно было бы его избежать, попросту не потратив на поедание каш и стирку 20 минут.
Отец (который оказывается художником комиксов), начинает слышать, а потом и видеть своего персонажа, Ворона. Птица смеётся над его жалостью к себе, дразнит, оскорбляет и понукает. Из-за заметной местами компьютерной графики Ворон выглядит скорее забавно, чем страшно, и его вкрадчивый насмешливый голос тоже не добавляет драмы. Но драму “вывозит” Камбербэтч — Отец буквально сходит с ума от горя, он проваливается во внутренние диалоги с Вороном, и находит себя после них в совершенно новых местах.




Временами он и сам начинает вести себя, как птица — клокотать, дёргать головой и руками и заглатывать пищу. Встревоженные безумием папы дети тоже начинают видеть Ворона, отделив этого персонажа от Отца в периоды его помрачения. Ворон мучает Отца, пока окончательно не берёт над ним контроль — после чего ослабляет хватку и из антагониста становится утешителем, советчиком и даже нянькой.
Фильм в этом плане откровенен со зрителем и преподносит всё “в лоб”. Ворон-горе прочно вошёл в жизнь Отца, и не покинет его, пока не протащит через все стадии от отрицания до принятия, хочет он того, или нет. Ворон нужен и Отцу, и его детям. Когда тот его отвергает, в его жизнь буквально врываются демоны, что оборачивается кульминацией с возвращением Ворона и нелепой дракой в английском стиле: Ворон спешит на помощь и избивает Демона клюшкой для крикета, а тот его пыряет ножом.
“Сущность” напомнила о другом произведении — комиксе “Я сражаюсь с великанами” (I Kill Giants), экранизация 2018 года которого получила на Rotten Tomatoes рейтинг свежести в 78%. Это на 20% выше, чем у “Сущности”, получившей смешанные отзывы критиков после премьеры на фестивале независимого кино “Сандэнс”. Там переживание личной трагедии тоже оживает в виде монстра, хотя героиня Барбара занимает более “проактивную” позицию по отношению к порождениям своей фантазии.


Вывод
“Сущность” пытается быть ужастиком, но у неё это не очень получается. Если воспринимать этот фильм так, то на него стоит идти только с настроем насладиться комичностью попыток напугать. Это, вместе с некоторой затянутостью и репетативностью повествования, вредит фильму и как драме, хотя великолепная актёрская игра Бенедикта Камбербэтча компенсирует этот недостаток. При этом другие персонажи, кроме Отца и Ворона, являются простым фоном, наброском и плоской безымянной функцией, даже его собственные дети.
Картинка 4:3 усиливает сцены с горюющим Отцом, часто обрамлённого коробкой дверных проёмов и окон, сжимающих его, как в тюрьме. Рисунки воронов из комикса Отца впечатляют, как и крупные планы самой Большой Птицы и её цепких лап — когда та не вертит головой, из-за чего заметен дешёвый CGI.
Редакция Esports.ru оценила фильм на 7/10 — чуть выше, чем средняя зарубежная критика, но достаточно высоко, чтобы сходить на него разок, хотя бы ради “птичьей” эстетики и драматической игры Камбербэтча.
Плюсы:
- Сильная игра Бенедикта Камбербэтча;
- Хорошая визуальная эстетика и символизм, подчёркивающие внутреннее состояние главного героя;
- Развитие Ворона как персонажа из мучителя в освободителя;
- Напряжённая атмосфера саспенса.
Минусы:
- Предсказуемый сюжет и финал;
- Из-за чего попытки напустить мистики и добавить элементы хоррора кажутся нелепыми;
- Пустые второстепенные персонажи;
- Затянутость вступления и медленный темп повествования.